Меню
Архив медиацентра ЛЭШ
Интервью с нейроученым Полиной Кривых
«У меня перед глазами всегда было много людей, которые умеют понятно рассказывать о науке»
Психолог и популяризатор науки Полина Кривых провела на ЛЭШ курс по публичным выступлениям. Полина читала лекции в таких крупных компаниях как Яндекс и Google. Она постоянный лектор фонда «Эволюция» и лектория «Синхронизация». Мы обсудили с Полиной вдохновляющих лекторов, самую непростую лекцию в её жизни и научный комикс, который она планирует издать этой осенью.

Почему ты решила читать лекции?

Думаю, на меня повлияла сама атмосфера, т.е вокруг всегда было много, очень много разных и очень увлекающих ролевых моделей. Особенно велика концентрация людей на выездных школах: ЛЛШ (Летняя лингвистическая школа), ЛША (Летняя школа по латинскому языку и античной культуре), ЗПШ (Зимняя Пущинская школа), ШМТБ (Школа молекулярной и теоретической биологии). На всех этих школах было очень много потрясающе интересных и открытых к общению взрослых людей, которые занимались серьёзными научными вещами и при этом замечательно рассказывали о них на лекциях.

Таким образом, у меня всегда перед глазами было много людей, которые умеют понятно рассказывать о науке, о своих научных проектах. Естественным образом я вернулась на ЗПШ уже студенткой – читать курс школьникам. Захотелось научиться рассказывать так же интересно, как рассказывали мне.
Фото Марии Мирмович
Назови самых классных лекторов, которых ты слушала.

Из школьных впечатлений: на ЛЛШ меня зацепили лекции Максима Кронгауза («мой личный сорт Зализняка») про связь языка и мышления. Он так увлеченно рассказывал и имел неосторожность упомянуть, что в последнем номере журнала «Вокруг света» вышла его новая статья. Ну вы поняли, что я сделала сразу после лекции? Позвонила родителям практически с требованием привезти в родительский день этот номер. Позже я с особым удовольствием прочла книгу Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».

Следующий яркий лектор — научный директор ШМТБ Фёдор Кондрашов. Меня восхищал и восхищает его искренний интерес к науке, литературе, а также полная открытость и готовность к обсуждению всего этого с нами, еще школьниками. Думаю, нам всем это очень много дало. Вообще, вспоминая несколько сезонов ШМТБ, могу сказать, что все лекции там были удивительными.

А есть лекции на YouTube, которые ты могла бы посоветовать?

Чаще смотрю на английском, поэтому мне сложно что-то посоветовать, не зная уровень языка. Люблю те немногие загруженные на YouTube лекции Дэниела Шахтера. Он американский психолог, занимается психологией памяти в Гарварде. Прошлым летом я была у него в лаборатории на стажировке.

Особенно ценной считаю его замечательную лекцию про память у очевидцев каких-то событий: как деформируются и заменяются их воспоминания, насколько их свидетельства точны и надёжны.
На ПостНауке есть лекции Марии Фаликман, люблю их пересматривать. Мне нравится, как она структурирует информацию. Там же есть хорошие лекции Игоря Уточкина про внимание.
Фото Анастасии Зубаревой
Какую лекцию тебе было сложнее всего провести?

Был смешной случай, когда я только начинала. В Москве есть ассоциация Science Slam, и они организуют Science Bar Hopping. Идея в том, что есть бары, в каждом из которых читается лекция. Это такое интеллектуальное времяпрепровождение, но при этом в баре, и уровень пафоса немного снижен, лекция максимально научно-популярная. И вот меня позвали на аналог такого мероприятия. Не помню, как оно называлось, но концепция была примерно такой же: три коротких выступления лекторов на 15-20 минут. Мероприятие было в тот же день, что и встреча Cognitive Neuroscience Journal Club, которую я модерировала. Это журнальный клуб, где мы читали научные статьи и обсуждали их на английском языке. Мчалась на лекцию в бар уже после встречи клуба. Прибежала и поняла, что предыдущий спикер ещё не закончил. Это была какая-то женщина, которая сидела на высокой барной табуретке, закинув ногу на ногу и намотав вокруг себя провод от микрофона. Она немного заунывным, печальным голосом рассказывала про депрессию, а аудитория как-то сильно втянулась в ее нелегкий рассказ. В итоге к началу моей лекции все были мало того, что пьяненькие, так ещё и загруженные: «ууу, депрессия». А у меня была веселенькая лекция про то, как суперспособности героев комиксов соотносятся с реальным миром. За счёт контраста аудитории было очень сложно переключиться. Возможно, если бы у меня было больше времени и опыта, я бы сделала все как-то иначе. Но в тот вечер я просто выступила, расстроилась, что обычного живого отклика от аудитории нет, и ушла.

Как о тебе узнают?

Мне самой очень интересно узнать ответ на этот вопрос. До сих пор удивляет, когда совершенно незнакомые люди подходят на вечеринках и говорят, что слушали мои лекции. Возможно, дело в том, что меня заставили вести инстаграм, когда мы с соавтором подписали договор на книжку…

Ты издаёшь книжку?

Вероятно, могу об этом уже говорить: да, осенью у нас должна выйти книга. Вернее, комикс по психологии памяти. В нашем тандеме я пишу весь текст, читаю научные статьи и пересказываю их понятным, но не слишком упрощённым языком. И мой соавтор – совершенно уникальный художник Марина Еваланова, которая всё это отрисовывает. Марина – уже почти профессиональный художник-иллюстратор, нас с ней связывает «старый школьный галстук».

Как вам пришла в голову эта идея – написать книгу?

Здесь многое совпало: мне нравится изучать память, я читаю много научных статей про память, и мне кажется важным об этом рассказывать. Также мне хотелось поэкспериментировать с формой – так появилась идея сделать комикс.

Как проходил процесс издания книжки? Ты написала книгу и отнесла готовый материал в издательство?

Издательство само вышло на нас. Вышло забавно, потому что мне написали: «Вы читаете лекции, а не хотите написать книгу?», а я ответила: «У меня есть идея книги. Хотите?», и они согласились.

До этого мы почти 2 года в свободное время потихоньку писали, отрисовывали и показывали друзьям. Та версия первой главы, которая вошла в итоговый вариант, прошла 5-6 версий правок. Мы постоянно что-то добавляли, меняли, показывали и взрослым, и подросткам, чтобы добиться максимальной понятности.

Ещё есть технические моменты: напечатать комикс сложнее, чем напечатать обычную чёрно-белую книгу (с точки зрения типографии). И вот в издательстве «Бомбора» сказали, что они могут и хотят напечатать комикс.
Фото Анастасии Зубаревой
Книжка ориентирована больше на детей или на взрослых?

Мы надеемся, что нижняя граница возраста – это 12-14, подростковый возраст. А вообще книжка будет интересна всем, кому интересно что-то понять про память или структурировать свои знания. Верхний порог – как пишут на пазлах: «99+».

К формату комикса многие относятся свысока, словно комиксы – это для детей, хотя это давно не так. Жанр научного комикса в англоязычной среде появился довольно давно и активно используется. Один из авторов научных комиксов, Маттео Фаринелла, который написал «Нейрокомикс», переведённый на русский язык в издательстве «МИФ». Маттео даже создал специальный сайт, где собраны ссылки на достойные научные комиксы – приятно, но нас он тоже туда включил. На том же сайте есть специальная подборка научных статей и исследований, которые показывают, что информация в виде картинок с текстом, лучше запоминается. Поэтому я уверена, что все взрослые люди, которые готовы хотя бы временно отказаться от предубеждений насчёт комиксов, получат удовольствие от прочтения.

Ты вела здесь лекции по публичным выступлениям и тайм-менеджменту. Как ты думаешь, насколько хорошо ты сама владеешь этими навыками?

Замечательный вопрос. Очевидно, что в этих областях нельзя достигнуть какого-то потолка. Ты постоянно развиваешься: когда читаешь лекции на TEDx или Science Slam’ах, всегда предлагают поработать с тренером по публичным выступлениям. А потом и тебя зовут уже как тренера. Опытному лектору всегда есть, чем поделиться: рассказать про структуру, логику, подсказать упражнения, лайфхаки, приемы.

А дальше каждый может пойти по пути «plus ultra», «бесконечность не предел» и вот это всё.

Кстати, здесь можно почитать отзывы Полины о научно-популярных книгах.
Айнур Кулиева, 22 августа 2019