Почему общественный транспорт не сделают полностью бесплатным, если затраты на его эксплуатацию все равно не покрываются?
Здесь есть ответ экономиста, а есть ответ философа. Ответ экономиста такой: если тебе дают что-то бесплатно, то, как говорится, «дают — бери, бьют — беги». То есть ты будешь использовать, даже если тебе это не нужно — с общественной точки зрения это будет растратой ресурсов.
Например, когда для пенсионеров делают бесплатные проезды, то здесь не нужно думать, что для них он бесплатен, поскольку для них мобильность осложнена уже их здоровьем.
Соответственно, поездка на транспорте — это не просто затраты из кошелька, это еще затраты твоего времени. Поэтому получается, что когда для пенсионеров делают бесплатным общественный транспорт, то это оправдано с точки зрения выявленных потребностей в мобильности у этого класса общества. А если сделать, например, для студентов совершенно бесплатный проезд, то есть риск, переиспользования ресурсов в условиях, когда его использование очень даже и сомнительно.
Но транспорт значительно субсидируется. Соответственно, между окупаемостью и бесплатностью каждое правительство в зависимости от политических предпочтений, в зависимости от так называемой теневой цены общественных фондов или по-простому фискальных возможностей, выбирает какую-то золотую середину. Совсем бесплатно лучше не делать, а поставить цену, которая выводит на самоокупаемость транспортные компании, общественно невыгодно, потому что тогда количество пассажиров, пользующихся общественным транспортом, будет ниже общественного оптимума.
Когда мы выбираем оптимальную частоту при расписании автобусов или поездов и так далее, мы на самом деле, как экономисты, должны были бы знать ценность единицы времени у каждого пассажира. Понятно, что ценность единицы времени зависит от зарплаты, которую получает каждый из пассажиров.
И тогда возникает тот самый неприятный вывод: чем меньше у тебя альтернативная упущенная выгода, то есть тем меньше у тебя зарплата, тем больше времени ты готов тратить на транспорт, больше вкладывать. И получается, что в этом смысле общественный транспорт – это транспорт для бедных. Поэтому отдача от инвестиций в транспортную структуру в развивающихся странах гораздо больше в отличие от развитых стран, где это вещи уже второго порядка.