медиацентр ЛЭШ ILE
Почему стоит провести лето в ЛЭШ ILE?
Руководитель школы об олимпиадах, школьниках, экономике и их будущем
Данил Фёдоровых — основатель «I Love Economics», отвечает за развитие интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ, президент Международной олимпиады по экономике (IEO).

Поговорили с Данилом об изменениях в ЛЭШ ILE, перспективах развития олимпиад и важности популяризации науки.

Летняя экономическая школа

«I Love Economics»

Что для вас ЛЭШ ILE?

Я очень много усилий вложил в развитие этого проекта, и, к счастью, сейчас почти ничем сам не занимаюсь. Приезжаю смотреть, как все здорово работает, на счастливых детей и взрослых организаторов-профессионалов.

Сейчас для меня это важный результат моих усилий.

Как поменялась ЛЭШ ILE за последние 10 лет?

ЛЭШ ILE-2015 — первая смена, которая включала в себя продуманную образовательную программу. Сейчас в это трудно поверить, но по материалам ЛЭШ на сайте ILE видно: до 2015 года не было как таковых предметов, согласованных друг с другом тем лекций, продуманной системы листков, оценок, зачета.

Именно в 2015 году мы решили делать полноценную школу, а не просто лагерь, в который ребята приезжают отдыхать и иногда слушают какие-то отдельные лекции. Тогда же школа впервые стала называться «I Love Economics», а не просто Летняя экономическая школа.
Как изменился профиль участника?

Участники стали прагматичнее. Например, в этом году в программе было довольно много необязательных послеобеденных лекций от известных спикеров — в несколько раз больше, чем в 2015. Десять лет назад эти лекции собирали полные залы, а теперь, когда возможностей послушать приглашенных лекторов гораздо больше, посещаемость лекций ниже.

Ребята стараются делать осознанный выбор, поэтому не всегда ходят на то, что мы им предлагаем. Хотя все приглашенные спикеры — известные профессионалы в своих областях и рассказывают интересно.

Но если школьники чаще принимают решение, что лучше они порешают задачки и не придут на лекцию, то и для нас это сигнал: в следующем году постараемся сбалансировать разные активности.

Сейчас выездных школ по экономике гораздо больше, чем в то время, когда появилась ЛЭШ ILE. Чем она выделяется среди других?

Не думаю, что ошибусь, если скажу, что все остальные выездные школы по экономике выросли из ЛЭШ ILE. Большинство этих проектов сделаны людьми, которые до этого в ЛЭШ ILE приезжали, а потом решили что-то свое запустить. Это очень хорошо: мы со всеми дружим, помогаем и ездим друг к другу в гости.

В отличие от других проектов, в ЛЭШ ILE подготовка к олимпиадам — не первая задача. В первую очередь мы помогаем понять, что такое вообще экономика и разные смежные науки: финансы, менеджмент, анализ данных. Конечно, это и на олимпиадах пригождается тоже. Но прежде всего мы хотим познакомить школьников с наукой и преподавателями, помочь выбрать свой путь и настроить на рабочий режим перед учебным годом.

Это не значит, что программа ЛЭШ ILE простая и расслабленная: наоборот, здесь требуется упорно работать над задачами и проектами — так и происходит знакомство с тем, чем придется заниматься на экономическом факультете вуза и в экономической профессии.

В том числе мы считаем хорошим исходом, если кто-то из школьников в последний день подходит и говорит: «Я за эту школу понял, что экономика мне не интересна». Лучше понять это сейчас, чем на втором курсе университета. И в этом, в том числе, наша задача.

Зачем отправлять ребенка в ЛЭШ ILE?

В первую очередь, чтобы небессмысленно провести лето. Есть причина, почему мы делаем ЛЭШ ILE в августе. Когда ты оказываешься в нашей летней школе, то видишь много ребят, которые тоже летом зачем-то приехали учиться. Ты понимаешь, что это может быть классно, и несешь этот заряд в учебный год, который начинается почти сразу после окончания ЛЭШ ILE.

Среди других причин — профориентация, особенно если речь идет о школьниках младше 11 класса.
ЛЭШ ILE — отличная возможность понять, надо ли тебе дальше связываться с науками, которые мы тут преподаем.

Об экономике для школьников

Как считаете, осталась ли еще необходимость популяризировать экономику среди школьников?
Да, осталась. Если мы перестанем вкладываться в развитие экономического образования в школе, то будут ребята, которые не заметят, что есть такая опция. Окажутся где-то, где им будет не так хорошо и не так удачно жизнь сложится, как если бы они оказались в экономике.

К тому же популяризация экономики и рассказ о том, чем мы занимаемся, имеет смысл и из общих соображений. Выйдите на улицу и спросите кого угодно, чем занимаются экономисты и чем они полезны. Наверняка многие ответят неправильно или неполно.

При этом взгляд на вещи через призму экономической подготовки позволяет принимать более рациональные решения и лучше понимать, что происходит вокруг.
Как прошла приемная кампания в бакалавриат по экономическим направлениям в Высшей школе экономики? Перевесили ли олимпиады ЕГЭ?

У нас есть ряд программ, на которых традиционно олимпиады перевешивают ЕГЭ по числу поступивших, и среди них есть программы по экономике. Например, Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ. В этом году число поступающих туда на приоритетном этапе, в том числе победителей и призеров олимпиад, даже превысило общее количество бюджетных мест.

Что мы делаем, когда такое происходит? Бюджетные места заканчиваются, но Вышка готова принять всех «всеросников», даже если придется учить их за счет университета.

Форматы и будущее олимпиад

Какие, на ваш взгляд, перспективы развития олимпиад для школьников? Как они изменятся через 10 лет?

Первый тренд — это искусственный интеллект. Что-то должно произойти с отборочными онлайн-этапами, потому что всё меньше олимпиадных заданий, которые ИИ не может решить в два счета. Сложно оставаться в уверенности, что мы проверяем именно знания школьников, а не их умение пользоваться нейросетями.

Второй тренд — это олимпиады, которые становятся ближе к жизни по формату проведения. Какое-то время назад все олимпиады были примерно как традиционные олимпиады по математике. Тебе дают задания на бумажке, и еще одну бумажку дают, где надо писать решение, и ты занимаешься этим несколько часов. И потом проверяют, кто больше решил.

Однако даже в математике, не говоря о других науках, стали появляться проекты с другими форматами. Работа профессионального математика, как и работа профессионального экономиста или биолога, не заключается в том, чтобы в изоляции от внешнего мира решить 4 задачи за 3 часа. Настоящие, жизненные задачи ученых и других профессионалов могут занимать недели, месяцы или годы работы целых команд.

Стали появляться олимпиады, которые на это похожи. Они не зовут просто школьника один раз написать контрольную работу. Они ведут участников в течение всего учебного года от отборочных этапов и далее, помогают им развиваться, заставляют выполнять содержательную проектную работу. Мы делаем несколько таких проектов.
Что это за проекты нестандартных олимпиад?

Самый яркий пример — Национальная олимпиада по анализу данных DANO, которую НИУ ВШЭ организует совместно с Т-Банком при поддержке еще нескольких компаний и университетов.

Во-первых, эта олимпиада непонятно по какому предмету: в ней есть задания и по математике, и по экономике, и по информатике — и все они одновременно по анализу данных.

Во-вторых, она командная и проектная. Надо не просто что-то решить за три часа, а вместе с товарищами поработать на конкретный результат, который заранее не предопределен.

Такой формат позволяет хотя бы частично решить проблему с использованием ИИ. Нейросети в этом случае становятся инструментом, который может помочь в подготовке. Но если участники просто сгенерировали свои ответы и сами в них не разобрались и не обработали, то они не смогут грамотно о них рассказать и ответить на вопросы жюри.

Наверное, через 10 лет у нас будет гораздо больше таких проектов, в которых интересно участвовать, потому что они как-то клево устроены, а не просто потому что они дают куда-то поступление без вступительных испытаний.
Общая концепция олимпиады — дать участникам попробовать себя в роли аналитиков
Расскажите о международной олимпиаде по экономике, IEO, которой вы руководите. Почему вообще решили организовать такую олимпиаду, и как удалось это совершить?

Идея принадлежит не мне. По нескольким предметам были очень известные международные олимпиады, а по экономике не было. И Дмитрий Дагаев — известный популяризатор экономики и теории игр, многократный спикер ЛЭШ ILE — подумал в 2017 году, почему бы международную олимпиаду по экономике не сделать.

Есть очевидный ответ, почему ее делать не надо: экономика везде разная. Если вы будете заниматься экономикой Китая, то это совсем не та экономика, что экономика России. Вот математика в Китае такая же, как математика в России. А экономика, по крайней мере если мы говорим об экономической системе, разная.

Но несмотря на это, мы решили попробовать, потому что хоть экономические системы (economies) в разных странах разные, экономическая наука (economics) — одна на всех.
Аргументы, почему запускать олимпиаду не надо, были понятны сразу, но мы решили придать больше значения аргументам «за». И это оказалось правильным решением.
Как вы формировали концепцию олимпиады и какие форматы заданий решили включить?

Национальные состязания по экономике были в нескольких странах, и некоторые из них были похожи на ВсОШ по заданиям, другие — не очень. Где-то на национальных соревнованиях решают бизнес-кейсы, где-то проверяют финансовую грамотность.

На международной олимпиаде мы с первого года предложили разные форматы заданий: и по экономике, и по финансам, и по предпринимательству в виде кейса, в том числе включили в олимпиаду и тем самым вывели на международный уровень интересные форматы, которые уже были в отдельных странах.

В 2025 году олимпиада проходила в восьмой раз, в Баку. В ней участвовали представители 52 стран. Больше чем в половине этих стран национальных состязаний до IEO не было, и мы помогли национальным организаторам запустить их и тем самым создали новые возможности для детей. В 2025 году в национальных отборах к IEO по всему миру приняли участие более 600 тысяч школьников.

Есть много историй, как участники поступили в ведущие университеты мира, и сейчас работают в очень хороших компаниях или основали свои стартапы.
Участники пишут нам: «Спасибо большое, если бы не вы, то я бы точно не попал в этот университет или не сделал бы все, что я сейчас делаю».

Развитие проектов

ILoveEconomics.ru появился как познавательный портал для тех, кто любит экономику и хочет участвовать в олимпиадах. Но с тех пор появилось и множество онлайн-школ, репетиторы, интенсивы. Какой вы видите роль ILE сейчас? Какие планы по развитию портала?

ILoveEconomics.ru остается топ-1 площадкой для олимпиадников по экономике, потому что содержит крупнейшую библиотеку проверенных материалов для подготовки к олимпиадам. Задания нескольких важнейших олимпиад появляются там в первую очередь, иногда даже раньше, чем на их официальных сайтах.

Но ILE — больше не монополия: теперь есть и другие проекты, которые пытаются повторить его или даже просто копируют. В этом нет проблемы, потому что ILE всегда был и будет некоммерческим проектом. Все, кто им занимается, делают это в свободное время от работы или учебы.

Скоро на портале произойдут изменения: более современный дизайн, разные интерактивные функции и искусственный интеллект. Сейчас мы работаем над большим обновлением.

Какие изменения вы планируете в ЛЭШ ILE?

Будем оптимизировать программу — как обязательную учебную, так и набор факультативных лекций и мастер-классов.

Будем стремиться сделать так, чтобы больше ребят смогли поехать бесплатно. Себестоимость проведения ЛЭШ ILE растет с каждым годом, но остается миссия сделать участие доступным для тех ребят, кто хочет учиться и не может оплатить поездку.

Много лет у нас есть грантовая программа, и я благодарю компании и частных лиц, которые разделяют с нами эту миссию и помогают. Но масштабы этой программы нам нужно кратно увеличить.

Хотелось бы, чтобы за счет грантов приехала, например, половина школьников, или чтобы поездка для всех стала вдвое дешевле. Пока мы к этому не близки. Но одна из вещей, на которой команда фокусируется перед следующим сезоном — поиск ресурсов для того, чтобы можно было большему числу ребят оплатить путевку.
Пользуясь случаем, обращаюсь к выпускникам ЛЭШ ILE прошлых лет, которые уже окончили университеты и работают в компаниях, и предлагаю подумать над поддержкой поездок следующих поколений ребят в личном качестве или в качестве бизнес-партнеров.
Все остальное мы будем стараться делать также хорошо, как делаем сейчас.
Интервью: Софья Стародумова
Фото: Анна Виллевальд
3 сентября, 2025